Все об айкидо
Айкидо

Иероглиф АйкидоДолгое время айкидо было покрыто завесой тайны и доступно только узкому кругу посвящённых. Айкидо родилось в Японии в первой четверти этого столетия, но истоки его – в древних японских боевых искусствах (будзюцу). Айкидо было создано Мастером Уэсибой Морихэем, который объединил практические приёмы самозащиты искусства фехтования на мечах и копьях, дзю-дзюцу, айки-дзюцу и другие более древние виды боевых искусств в уникальную систему физического и духовного совершенствования.

От других, рождённых в Японии и ставших интернациональными боевых искусств, айкидо отличается ярко выраженным оборонительным характером, глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией «Ки», отсутствием состязаний и системой тренинга, приемлемой для людей любого возраста, пола и физических возможностей.

С практической точки зрения, айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств и является законченной действенной системой приёмов самозащиты как против безоружных, так и против вооружённых нападающих.

На самом деле здесь кроется нечто намного большее. Айкидо – это Искусство Согласования, способ укрепления тела и духа, соединение в единое целое физической энергии, путь обретения гармонии.

Иероглифическое написание слова айкидо состоит из трёх иероглифов:

(Ай) – означает любовь, гармонию;

(Ки) – внутреннюю, духовную энергию;

(До) – путь.

 
Стили Айкидо

Тысячи людей во всем мире занимаются Айкидо и каждый имеет свое представление о том, что такое Айкидо.

Продолжение...
 
Этикет в Айкидо
Поведение учеников в зале обусловливается глубоким уважением к месту, к людям, которые туда приходят, и к целям, ради которых существует додзё. В общем, можно сказать, что их поведение должно отвечать нормам приличия, принятым в цивилизованном обществе.
Продолжение...
 
Рэйсики - правила поведения в зале
1. Додзё (зал для занятий) предназначено не для самоутверждения, а для того, чтобы развивать свои ум, тело и дух.
2. Долг каждого занимающегося - вести себя так, чтобы в додзё царила атмосфера взаимного уважения.
Продолжение...
 
Кэйкоги - форма для занятий Айкидо
Как видно из иллюстраций, униформа изучающих айкидо не очень отличается от униформы практикующих другие боевые искусства типа дзю-до и каратэ. Общая для всех учеников униформа состоит из куртки и брюк с соответствующим поясом (белым, черным или цветным - в зависимости от разряда ученика и традиций конкретного додзё.
Продолжение...
 
Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Что такое Айкидо?

Ответ: Чтобы побольше узнать об Айкидо, нужно им заниматься. Если кратко, то Айкидо это система самозащиты использующая движение атаки противника. На самом начальном уровне очень эффективное средство освобождения от всевозможных захватов и контроль противника. На более высоком уровне - использование атаки нападения для проведения того или иного приёма. Как правило используются многочисленные болевые воздействия на суставы человека.

 

Продолжение...
 
Экзамены в Айкидо

Аттестация по Айкидо проводится 2 - 3 раза в год: На весенних, летних или осенних учебно атестационных семинарах, которые проводят, как правило, шиханы Айкикай Хомбу Додзё.

Сдать экзамен можно также и аттестационной комиссии уполномоченной Айкикай Хомбу Додзё на принятие экзаменов у студентов как на степени кю, так и степени дан.
Результат таких экзаменов вполне легитимный и Хомбу Додзё его признаёт в полной мере.

Продолжение...
 
Основные элементы аттестационных экзаменов

(наблюдения Канэцука-сэнсэя, записанные Питером Меганном)

Все, кто принимал когда-либо участие в аттестационных экзаменах Британской Федерации Айкидо, знают, что выступление оценивается по десяти категориям:

Продолжение...
 
Теория защиты в Айкидо
    Любой процесс защиты происходит в три стадии:
  • восприятие
  • оценка-решение и
  • реакция
Продолжение...
 
Теория атаки в Айкидо

В очень немногих боевых искусствах разнообразные формы физической агрессии (атак) анализируются столь тщательно, как в айкидо.
Под термином "атака" подразумевается неоправданная и не спровоцированная попытка убить другого человека, ранить его или отнять у него свободу.

Продолжение...
 
Понятие техники в айкидо
Техника айкидо использует все естественные возможности человеческого организма, является наукой об обезвреживании противника, используя силу нападения и принцип не нанесения физического ущерба нападающему.
Продолжение...
 
Кихон - База Айкидо

Кихон, как и в любом виде Боевых Искусств имеет очень большое значение.

Систематическое повторение и отработка начальных, базовых элементов техники Айкидо, приводит к лучшему пониманию самой техники Айкидо, нарабатываются и закрепляются навыки работы "центром", согласованность движений с атакующей стороной - своим уке, страховка и передвижения.

Продолжение...
 
Дыхание, медитация и КИ в Айкидо

Ни для кого не секрет, что дыхание играет очень важную роль в Боевых искусствах и в частности в Айкидо.

Думаю что ниже приведённая статья Коичи Хохэя поможет Вам в наработке КИ.
Продолжение...
 
Основные техники Айкидо

Основные техники Айкидо. Часть I 

Основные техники Айкидо. Часть II 

Основные техники Айкидо. Часть III 

Основные техники Айкидо. Часть IV

 

 
Основные Техники Айкидо. Часть I.

Классические техники Айкидо

Итак, переходим к основным техникам применяемым в Айкидо.

На этой странице представлены "ключевые" моменты технического исполнения техники в Айкидо, по которым можно сказать - какая именно техника исполняется.

Это сделано для лучшего запоминания названия технического исполнения приёма.

Не следует забывать, что в разных клубах Айкидо названия приёмов могут отличаться...
Продолжение...
 
Основные Техники Айкидо. Часть II.

Бросковые Техники

Здесь рассматриваются "Контрольные моменты" бросковых техник Айкидо.

На этой странице представлены "ключевые" моменты технического исполнения техники в Айкидо, по которым можно сказать - какая именно техника исполняется.

Это сделано для лучшего запоминания названия технического исполнения приёма.

Не следует забывать, что в разных клубах Айкидо названия приёмов могут отличаться...

Продолжение...
 
Основные Техники Айкидо. Часть III.

Бросковые Техники

Здесь рассматриваются "Контрольные моменты" бросковых техник Айкидо.

На этой странице представлены "ключевые" моменты технического исполнения техники в Айкидо, по которым можно сказать - какая именно техника исполняется.

Это сделано для лучшего запоминания названия технического исполнения приёма.

Не следует забывать, что в разных клубах Айкидо названия приёмов могут отличаться...

Продолжение...
 
Основные Техники Айкидо. Часть IV.

Бросковые Техники

Здесь рассматриваются "Контрольные моменты" бросковых техник Айкидо.

На этой странице представлены "ключевые" моменты технического исполнения техники в Айкидо, по которым можно сказать - какая именно техника исполняется.

Это сделано для лучшего запоминания названия технического исполнения приёма.

Не следует забывать, что в разных клубах Айкидо названия приёмов могут отличаться...

Продолжение...
 
Общие сведения

Краткий словарь японских терминов

Каждый, кто занимается боевыми искусствами или читал японскую литературу, сталкивался с определёнными терминами, которые иногда весьма трудно понять.
Продолжение...
 
Приветствия

В Айкидо фразы приветствия относятся к этикету исполняемому в начале и конце тренировки. Это ни в коем случае не религиозный обряд, как полагают некоторые... это дань уважения тому месту, где проводятся тренировки и тем людям, с которыми мы занимаемся Айкидо.

В разных клубах Айкидо этикет и приветствия могут различаться.

Продолжение...
 
Зал и его основные части


Додзё"место встречи с истиной; место где постигается Путь". Название, применяемое к буддийским храмам и любому тренировочному залу, где практикуют Путь. Зал для занятий.
Додзё-тёглава зала.
Камиданаместо в додзё, где находится свиток со знаменитым изречением.
Камидза"верхнее место; почётное место". Место в додзё, которое посещают ками.
Токономаритуальная ниша в зале воинских искусств или в гостиной японского дома куда обычно вешается картина или свиток с каллиграфией и ставится декоративная композиция из цветов, веток и листьев (икэбана). Место обитания духов (ками).
Хомбу-додзёобычно подразумевает штаб-квартиру Международной федерации Айкидо; центральный зал Айкидо, расположен в г. Токио.
 
Ундо - упражнения


Дзюмби-досаподготовительные упражнения
Доса (ундо)упражнение
Кокю-хоспециальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю
Сихо-гирирубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо
Тайсоразминка, гимнастика, зарядка
Амэ-но-тори-фунэ
(Фунэ-коги-ундо)
"гребля на лодке". Выполняется в трёх разных ритмах с какэ-гоэ (криками сопровождения)
Фури-ундо
(Тори-фунэ)
"вибрация духа; встряска жизненной силы". Один из способов медитации, а также сосредоточения духа. "Призовите на помощь всех тех, в кого верите. Пусть это будет имя вашего бога или матери, это не имеет значения, но вы добьётесь успеха с помощью этого"
Хай-син-ундоУпражнение для расслабления партнёра на спине, способствующее распрямлению позвоночника и очищению лёгких
 
Вадза - Технические разделы в Айкидо


Дзю-вадзатехника свободной работы с партнёром. Подразумевается защита от определённого вида атаки.
Дзё-дориотбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля.
Дзё-кихон-субурибазовые движения с дзё.
Кихон-вадзабазовая техника, основы.
Кихон-дзюмби-досабазовые подготовительные упражнения; разминка, включающая базовые элементы техники Айкидо.
Осаэ-вадзатехника болевых удержаний.
Рандоривольная схватка. Спонтанное реагирование на безостановочные атаки партнёров. Один из разделов Будо.
Сувари-вадзатехника исполнения приёмов, когда оба партнёра сидят на коленях.
Тайхо-вадзатехника "конвоирования, ареста" противника.
Тай-ги"искусство тела". Формы и приёмы движения тела.
Танто-вадзараздел в Айкидо, изучающий технику применения ножа и его обезоруживания.
Таниндзу-дорираздел в Айкидо, изучающий приёмы освобождения от захватов двух и более противников.
Тати-вадзатехника исполнения приёмов, когда оба партнёра стоят.
Тати-дорираздел в Айкидо изучающий технику обезоруживания противника, вооружённого мечом.
Тэ-ходокираздел Айкидо и Айкибудо, изучающий способы освобождения от захватов; иногда с обозначением атэми.
Усиро-вадзараздел Айкидо, изучающий приёмы от атак сзади.
 
Ранги, титулы, сертификаты, посвящение в секреты школы
Данступень мастерства; уровень, степень.
Дзё-мокурокусертификат, который выдаётся в традиционных школах Будо, и означает, что человек прошёл серьёзное продвинутое изучение техники. Соответствует 2-му 3-му дану.
Дохайначинающий ученик, который ещё только ступил на Путь.
Дэсиученик, учащийся, обучающийся.
Иси-содэнпередача тайных знаний школы "одному сыну".
Иэмотоглава школы, дома.
Кайдэн"Всё отдал" - полное посвящение в тайны искусства.
Кантёглава клуба, стиля.
Кёси"преподаватель, учитель". Наставник в школе воинских искусств. Так же почётный титул, присваиваемый с 6-го по 7-й даны.
Кирикамисертификат, присуждаемый согласно системе обучения традиционного воинского искусства.
Кохаймладший ученик.
Кэнсиучитель фехтования.
Кюученик в Айкидо, начальная степень мастерства (разряд)
Макимоносвиток. Тайный трактат с изложением учения школы.
Мичихикотот, кто проводит семинар.
Мицу-дэн"секретный разговор". Тайные традиции школы.
Мокурокукаталог, опись, список.
Мондзинученик. Человек, стоящий перед воротами Пути.
Мондзен-барайзакончивший обучение. Стоящий перед воротами очищения.
Монкаученик. Человек, переступивший через границу ворот.
Мудансястатус до получения дана.
Мэнкёразрешение, право, лицензия.
Мэнкё-кайдэнсертификат полного посвящения в тайны искусства. Лицензия, которая присуждается в традиционных воинских искусствах. Также сертификат обладателей 5-го, 6-го данов и выше.
Огисекреты, тайны.
Окугиглубокие знания школы. Эзотерические знания.
Окудэнустная передача знаний школы со скрытым смыслом.
Осёнастоятель монастыря, священник, мастер.
Рюшкола, поток, течение.
Рю-гистиль, манера, направление школы. Методы обучения.
Рю-хашкола воинских искусств. Несемейные традиции.
Сёданначальная ступень.. 1-й дан.
Сё-мокурокуначальный сертификат обладателей 1-го дана, означающий, что ученик прошёл техническую программу.
Сёдэн-мокурокусертификат полного посвящения в знания школы, включающий описание основных приёмов.
Сёсинсяновичок, послушник, начинающий.
Сидоининструктор, руководитель, наставник. Обычно присваивается от 3-го до 5-го дана.
Сиханстарший преподаватель в пределах школы (обычно присваивается с 5-го дана).
Сого-энбукомплексные показательные выступления.
Сокэпреемник, наследник традиций школы, глава семьи, основатель.
Сэмпайстарший ученик.
Сэнсэйучитель.
Сюгёсяучастник аскетичной тренировки.
Ути-дэси"внутренние, домашние ученики". Это ученики, которые живут в додзё, сутками тренируются и заботятся об учителе.
Фукусики-катарасшифровка ката.
Хансиглава стиля или направления, обычно обладатель 8 - 10 дана. Почётный титул.
Хон-мокурокусертификат, который выдаётся в традиционных школах Будо и означает, что ученик прошёл основную программу. Является признанием действительного умения. Соответствует 3 - 4 данам.
Юдансяобладатель чёрного пояса, ступени мастерства.
 
Ки - энергетика
Айкисочетание универсальной духовной силы.
Ибуки"ревущий водопад". Энергетическое дыхание с напряжением. Один из видов "очистительного" дыхания.
Икидыхание. Ики представляет скорее физический аспект газообмена в лёгких, тогда как кокю означает глубокие космологические аспекты дыхания.
Икидзукувдох-выдох.
Кайкивосстановить Ки. Выздоравливать, поправляться.
Ки"сущность, энергия, дух, воздух, чувство, ум". Жизненная энергия или сила, которая держит сознание вместе. Существуют различные типы ки:
  • Ю-ки - ки счастья, радости,
  • Ген-ки - быть здоровым,
  • бё-ки - быть больным и т.д.
.
Ки-о-дасуизливать вперёд ки.
Ки-о-нэрутренировать, разливать Ки.
Ки-о-нукэру
Ки-га-мукуочищать ки.
Киай"полнота Ки". На физическом плане, киай проявляется как пронзительный крик, порождённый из глубины существа (хара); на духовном плане - это проявление, как постоянное истечение жизненной энергии. Киай О-Сэнсэя был слышен на полмили вокруг.
Ки-авасэ"встреча ки". Слияние ки партнёров при отработке техник.
Кикай-тандэнМоре разливанное Ки, то есть вместилище Ки. На Востоке считают, что психологический и духовный центр человека находится на два дюйма ниже пупка в точке кикай тандэн.
Ки-мусуби"связь ки". Все существа и элементы природы образуют нерушимую связь энергии.
Ки-но-нагарэпоток ки; энергия, подобная ручью. Одна из стадий обучения и использования техник в Айкидо.
Ки-но-тикарасила энергий.
Ки-но-цунамиэнергия, подобная волне.
Кисокубесшумное дыхание, более тонкое по своей сути.
Ки-тайтело энергии, духа. 4-ая стадия обучения - заключительная.
Кихонкорни Ки. База, фундамент, основа.
Кокю"Вдох-выдох, дыхание". Жизненное дыхание, порождённое Космосом. Технически, кокю относится к правильному регулированию дыхания и ровному, бесперебойному потоку внутренней силы.
Кокю-но-тэн"точка кокю". Точка максимального проецирования дыхательной силы и энергии, расположенная на периферии у основания ладони.
Кокю-рёкусила дыхания. Практика всех приёмов Айкидо культивирует (развивает) кокю-рёку.
Котодама"дух слова, душа звуков". Изучение звуков, как порождающих вибрации разной концентрации силы, которые затем воспринимаются как звуки, цвет и форма. В настоящее время знаниями о котодама владеют лишь несколько мастеров Айкидо.
Ку-но-киэнергия неба, воздуха.
Кэнсэйбоевой выкрик в воинских искусствах действующий на подавление, сдерживание, сковывание, отвлечение внимания.
Му-син"отсутствие духа". "Незамутнённость сознания в Дзен-буддизме". В Айкидо применяется в самом начале тренировки для концентрации и подготовке себя к началу занятий.
Нагарэпоток, течение, школа, направление. Непрерывный поток Ки во время исполнения техники.
Нагарэ-дайспокойное, естественное дыхание.
Нагарэ-сёдыхание с задержкой.
Син-кокюистинное дыхание. Дыхательная медитация, состоящая из трёх стадий:
  • тэн-но-кокю - дыхание Неба
  • Ти-но-кокю - дыхание Земли
  • Дзин-но-кокю - дыхание человеческих существ.
Развивает и укрепляет энергию Вселенной в одной точке.
Сэйка-но-тандэн"нижний тандэн". Точка внизу живота - ниже пупка на два пальца. Единое средоточие всех физических и духовных сил. Одно из основопологающих понятий Айкидо.
Сюкиобладание жизненной энергией.
Тайсоку"утробное (брюшное) дыхание.
Тандэн"живот, брюшная полость". Одно из названий центров, собирающих воедино духовную и физическую энергию человека.
Фукки-хоспособы овладения энергией ки.
Фусокуспособ дыхания, включающий звуки для контроля дыхания.
Ханаикидахание через нос.
Хи-но-киэнергия солнца.
Хэй-сокузатаить дыхание. Задержка дыхания.
Цуки-но-кокоро"сознание, подобное чистому свету луны".
 
Стороны и направления
Маэ лицевой, передний, вперед, впереди.
Усиро сзади, задний, назад, позади.
Омотэ лицевой. Техника исполнения приёмов на вхождение.
Ура обратный, оборотный, задний.
Ути внутрь, внутренний, изнутри, рубящий удар.
Сото внешний, наружный, во вне.
Сёмэн Фасад, фронт, лицевая часть чего-либо.
Уэ верх.
Ёко сторона, бок, сбоку, в бок, в сторону, боковой параллельною
Асоко вон там.
 
Стойки и позиции

Агура (Сидзен-андза)позиция сидя, скрестив ноги "по-турецки". Поза портного.
Ай-ханмиодносторонняя стойка. Взаимное расположение, когда УКЕ и НАГЕ находятся в одноименных стойках (правая-правая, левая-левая)
Ваки-но-камаэстойка фехтовальщика, при которой меч находится сбоку
Гэданнижняя часть (плоскость) тела.
Гэдан-но-камаэпозиция, при которой меч (или рука) находится на нижнем уровне
Гяку-ханмиразноимённая стойка относительно позиции партнёра
дзёдан-но-камаэпозиция, при которой меч (рука) находятся над головой около макушки
Дза-хотрадиционная позиция сидя на коленях
Дзансин"непрерывная концентрация духа, проступающее сознание". Каждый связан с партнёром, даже после броска, непрерывным потоком ки; одновременно готовый отразить атаку со всех сторон.
Дзёдан-но-камаэпозиция, при которой меч (рука) находится в верхем уровне
Дзюсинбаланс, центр тяжести.
Дзюсин-камаэпозиция нагэ после завершения приёма. (нагэ должен сохранять равновесие и полное представление об окружающей обстановке)
Ёкосторона, бок, сбоку, в бок, в сторону, боковой, параллельно.
Камаэстойка, позиция
Кидзаположение на коленях, когда ступни стоят на пальцах.
Ма-айрасстояние (гармоничная дистанция) между обороняющимся и атакующим, необходимая для корректного выполнения приемов Айкидо. Ма-ай изменяется в зависимости от используемого оружия.
Миги-ханмиправосторонняя стойка
Сидзен-андза (агура)позиция сидя, скрестив ноги "по-турецки". Поза портного.
Сэйдзатрадиционная японская манера сидеть. Сидят на коленях, большие пальцы ног скрещены сзади. Спина прямая. Голову держат прямо. Полное расслабление, позволяющее потоку энергии, текущему с неба в центр Земли, проходить через центр головы в мозг и в хара.
Тюдан-но-камаэпозиция, при которой меч (или рука) находится на среднем уровне.
Ханми-но-камаэпозиция вполоборота. На 45є . Базовая стойка Айкидо.
Хассо-но-камаэпозиция подобная восьмёрке. Позиция рук (или меча, дзё) сбоку от головы при уравновешенной позиции локтей и тела.
Хидари-ханмилевосторонняя стойка.
 
Передвижения
Аси-сабакиРабота ног. Является необходимым компонентом Айкидо, помогающим разработать прочный баланс и облегчить перемещения
Аюми-асипередвижение вперёд. Полный шаг.
Дзенпо-кайтэн-укэмикувырок вперёд. См. маэ-укэми
Дзенпо-тэнкандлинный разворот на 180° с шагом вперёд (Другое название: Маэ-тэнкан или Ирими-тэнкан)
Ёко-укэмипадение, страховка на бок
Ирими (ирими-хо)
Ирими-тэнкан"вход + поворот". Одно из базовых движений тела в Айкидо
Котай (кури-кай)поменяться местами, инициативой.
Кохо-тэнкан
(уширо-тэнкан)
длинный разворот на 180° с шагом назад
Кохо-укэми
(уширо-укэми)
кувырок перекатом через спину назад
Кэн-но-кихон-субурибазовые движения с мечом
Маэ-асипередвижение вперёд
Маэ-тэнкандлинный поворот на 180° с шагом вперёд
Маэ-укэмикувырок вперёд, а также все виды падений вперёд на руки
Окури-асиСопровождающий шаг. техника передвижений в кэндо, при которой движение всегда начинается с правой ноги, а левая, не касаясь пола, как бы "сопровождает" правую ногу
СабакиТермин сабаки используется как общее понятие для всех форм перемещения
Сиккотехника передвижения на коленях
Тэнкайвращение, поворот
Тэнкай-асиповорот на 180° со сменой стойки на месте
Тэнканвращение, поворот. Один из двух основополагающих движений в Айкидо использующий принцип ура
Танкан-асиповорот на 180° с шагом. Длинный разворот
Тэ-сабакидвижение рук
Укэми"принимать телом". Раздел в Айкидо изучающий искусство безопасного падения (страховки) когда проводят приём; а также способ восстановления равновесия, когда его нарушают атакой или контратакой
Усиро-укэмистраховка назад, а также все виды падений назад
Хантэнпереворачиваться, поворачивать обратно. Движение похожее на ирими-тэнкан. Основано на проходе под ударом.
Хассодвижение по восьмёрке
Хоспособ, метод, направление.
Цуги-асиприставной шаг
Цури-аси"подсекающий шаг"; использует подбив передней ноги для передвижения вперёд
 
Атэми - удары
Атэмиудар. Применяется для нейтрализации Ки противника, т.е. для выведения его из равновесия
Аго-цуки-агэвосходящий удар в челюсть снизу вверх при захвате сзади
Агэ-цукивосходящий удар кулаком, апперкот. Применяется в атэми-дзюцу. Папример, при удэ-кими-наге
Вакикагэатэми в область подмышечной впадины
Гококудавление в точку, расположенную между большим и указательным пальцем. Вид атэми
Гэдан-атэудар изнутри в колено. Относится к разделу Атэми-дзюцу
Гэдан-цукипрямой удар кулаком в нижний уровень
Гэкондавление в точку, расположенную под нижней губой. Вид атэми
Гяку-гамаэ-атэодин из видов атэми, который применяется в Томики-рю против вооружённого противника. Так же одно из видов пазвания прикладного сокумэн-ириминаге
Гяку-учиобратный рубящий удар кулаком с поворотом бёдер в противоположную сторону. См. уракэн-ути
Гяку-цукипрямой удар кулаком (или мечом) из обратной стойки
Дагэкисильный удар; атакующий удар
Док-кодавление в болевую точку, расположенную за ухом. Вид атэми
Дзёдан-цукипрямой удар кулаком в верхний уровень
Дзюн-учиодно из названий уракэн-учи (обратный рубящий удар кулаком) в Айкибудо
Дэнкоточечный удар по плавающим рёбрам
Ёко-гэрибоковой удар ногой
Ёкомэн-учибоковой рубящий удар.
  • Омотэ-ёкомен-учи - удар с внешней стороны.
  • Ура-ёкомен-учи - удар изнутри.
Ёкомен-сюто-учисекущий удар ребром ладони сбоку
Какариначало атаки.
Какэруатаковать, используя тщательную подготовку к атаке
Каэси-цукиобратный тычок дзё
Кирурубить, резать, сечь, срубать
Кири-агэ (о'гасуми)рубящий удар мечом снизу вверх
Кирикаэсиодно из упражнений с мечом, которое заключается в принятии и парировании рубящих ударов мечом. Также один из видов атэми ребром ладони сзади противника
Коси-цукиодно из названий гяку-цуки в Айкибудо, в использовании которого ярко выражено движение бёдер
Котэ-гириудар кистью
Кататэ-дори-мэн-ути
(кататэ-ути)
Захват руки с одновременным ударом другой рукой
Кэагэвосходящий удар ногой
Кэкомипроникающий удар ногой
Кэса-гириудар "монашеского плаща" в кэн-дзюцу
Кюмон"девять ворот" в нервную систему, которые используются в атэми
Маваси-гэрикруговой удар ногой
Маваси-цукикруговой удар кулаком
Маки-ути"рассеивающий удар". Удар по основанию рук партнёра для того, чтобы он отпустил меч или захват
Мунэ-цукиудар или толчок в грудь
Мэ-цубуси"давление на глаза", "ослепление глаз". Один из видов атэми. Иногда называется - кошачий удар
Мэн-учирубящий удар в лицо, один из базовых ударов в Айкидо. Исполняется с передней руки с подшагом
Ниппон-кэнкулак с выдвинутым средним суставом среднего пальца. Применяется в атэми-дзюцу
О'гасуми (кири-агэ)вертикальный удар мечом снизу вверх до уровня глаз
Ой-цукиодноимённый прямой удар кулаком
Омотэ-ёкомен-учибоковой рубящий удар, который наносится со стороны лица партнёра, т.е. изнутри
Рикэн (ура-кэн)обратный удар кулаком
Рэндзоку-учи-комипоследовательное нанесение рубящих ударов рукой, мечом или дзё
Сёмэн-атэатэми в лицо. Относится к разделу атэми дзюцу
Сёмэн-учифронтальный рубящий удар. Как правило выполняется с шагом вперёд
Сёмэн-цукипрямой удар кулаком в верхнюю часть туловища, головы
Татэ-цуки"тычковый удар вертикальным кулаком"
Тё-тоцуточечный удар по глазам
Тёку-цукипрямой тычковый удар кулаком или дзё
Тэтэодно из названий атэми головой
Тюдан-цукипрямой удар кулаком в средний уровень
Ура-дообратное разрубание туловища, использующее движение ирими. Применяется в кэн-до
Ура-ёкомэн-утиобратный боковой рубящий удар
Уракэн-утиобратный рубящий удар кулаком. Применяется в атэми-дзюцу и когэси-вадза
Ура-маваси-гэриобратный круговой удар ногой
Усиро-атэ"атэми сзади". Использует выход за спину противника; выведение из равновесия, иногда с подбивом в колено и броском
Усиро-бараи"выметающий рубящий удар назад с использованием дзё
Усиро-гэриудар ногой назад
Усиро-кэагэ-гэривосходящий удар ногой назад. Удар "мула"
Усиро-утирубящий удар назад мечом или дзё
Усиро-цукитычковый удар дзё назад
Утирубящий удар
Ути-агэвосходящий рубящий удар дзё, который исполняется из исходной позиции с помощью перехвата дзё. Используется для восстановления дзё
Ути-комипроникающий рубящий удар. Также один из видов атэми. Удар "кузнеца"
Ути-ороси"заячий удар". Рубящий удар кулаком или рукой с "тяжёлым опусканием". Один из видов атэми. Например применяется при кайтэн-нагэ
Фукутоатэми по колену
Фумикоми-кэри"наступающий удар ногой" по коленным суставам или подъёму стопы. "Прессовый" удар ступнёй
Хаппо-гири"рубить на восемь сторон". Базовые упражнения айки-кэн-по
Хидзи-атэодно из названий атэми локтём
Хики-цукитычковый удар кулаком (или ножом) с движением бёдер в противоположную сторону, как бы отступая при нанесении удара
Хинэри-утиудар кулаком, ребром ладони или локтём со скручиванием сустава
Цукитычок, удар кулаком, мечом или дзё.
  • дзёдан - удар в верхний уровень (в область подбородка)
  • чудан - удар в средний уровень (в область живота)
  • гэдан - удар в нижний уровень (в область паха)
Цукуударять, колоть, протыкать, наносить удар
Цуки-комипроникающий удар кулаком в низ живота. "Таранный удар"
Цукуриимитация удара. Способы тренировки, подготовки и проведения броска
Яма-цукиудар двумя кулаками, расположенных на разных уровнях
 
Тори - захваты
Кататэ-доризахват за запястье руки.
Ай-ханми-кататэ-дориодноимённый захват запястья.
Гяку-ханми-кататэ-дориразноимённый захват запястья.
Дори (тори)взять, уловить, захватить.
Ката-доризахват за плечо.
Ката-дори-мэн-утизахват за плечо с одновременным ударом второй рукой.
Ката-дзюдзи-симэудушение "Х" - образным захватом спереди.
Кататэ-рёте-дори
(моротэ-дори;
кататэ-рётэ-мочи)
две руки захватывают одну руку.
Коса-дори
(ай-ханми-кататэ-дори)
одноимённый захват запястья (из положения ай-ханми).
Кататэ-дори-мэн-ути
(кататэ-ути)
захват руки с одновременным ударом другой рукой.
Куби-симэмертвая хватка, удушение.
Моротэ дори
(кататэ-рётэ-дори)
удержание одной руки двумя руками.
Мотизахват.
Мунэ-доризахват за отворот куртки в области груди.
Рё-мунэ-доризахват за отвороты кимоно двумя руками.
Рё-тэ-дори
(рётэ-дори-рётэ-моти;
Рётэ-моти)
захват двух рук партнёра спереди.
Моротэ доридве руки держат одну.
Рё-тэ-мотизахват двумя руками обеих рук партнера.
Рё-ката-доризахват за оба плеча или лацкана.
Рё-содэ-доризахват за два рукава
Рё-хиджи-доризахват за два локтя.
Тори (дори)захват.
Усиро-ката-доризахват сзади за плечо одной рукой.
Усиро-кататэ-дори
(усиро-тэкуби-дори)
захват сзади за запястье.
Усиро-кататэ-дори
куби-симэ
удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья).
Усиро-куби-симэудушение сзади захватом за отворот или двумя руками.
Усиро-рётэ-доризахват сзади двумя руками за две руки.
Усиро-рёката-доризахват за два плеча сзади.
Усиро-рётэ-доризахват сзади за обе руки.
Усиро-рёхидзи-доризахват сзади за два локтя.
Усиро-ситатэ-дориобхват сзади на уровне груди с замком рук (под руками партнёра).
Усиро-тэкуби-дори
(усиро-кататэ-дори)
захват сзади за запястье.
Усиро-кататэ-дори
куби-симэ
удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья).
Усиро-уватэ-дориобхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнёра).
Усиро-эри-доризахват сзади за воротник.
Усиро-эри-дори-мэн-утизахват сзади за воротник с рубящим ударом по голове.
Хантай-дори"обратный захват" руки.
Хидзи-доризахват за локоть.
Эри-доризахват за воротник.
 
Техника
Айки-отоcитехника Айкидо основанная на опрокидывание партнёра путём выведения его из равновесия "выдёргиванием" ног в сторону потери равновесия.
Гокё-осаэпятый приём удержания противника.
Гяку-котэ-гаэсиобратный котэ-гаэси.
Дзё-дориотбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля.
Дзё-кихон-субурибазовые движения с дзё.
Дзюдзи-гарами"сплетение рук в виде креста". Одна из техник нагэ-катамэ-вадза.
Ёнкё-осаэ(Тэкуби-осаэ) 4-й контроль удержания. Рычаг со сдавливанием и вращением руки.
Иккё-осаэ(удэ-осаэ) 1-й контроль. Рычаг с выпрямлением руки.
Ирими-нагэбросок прямым вхождением.
Кайтэн-нагэбросок вращением.
Кири-отоcиопрокидывающее срубание вниз. Название одной из бросковых техник Айкидо.
Кокю-нагэбросковая техника с использованием кокю или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки.
Кокю-хоспециальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю.
Коси-нагэбросок через бедро.
Котэ-гаэсибросок Айкидо, осуществляемый за счёт сгибания запястья.
Котэ-маваси (никё)вращение запястья. Одно из названий 2-го контроля.
Котэ-хинэри (санкё)скручивание запястья. Одно из названий 3-го контроля.
Куби-нагэбросок партнёра со скручиванием головы руками или с "Х" - образным захватомногами или поясом.
Маэ-хики-отоcиодно из названий суми-отоcи, когда бросают по направлению движения партнёра.
Нагэ (тори)бросок. Также тот, кто исполняет технику на укэ.
Никё-осаэ2-й контроль. Удержание скручиванием запястья.
Рокё(хидзи-кимэ-осаэ; хидзи-дзимэ) - удержание фиксированным воздействием на локоть.
Санкё-осаэ
(котэ-хинэри)
3-й контроль удержания. Скручивание запястья.
Санкё-нагэбросковый вариант санкё.
Санкё-ути-кайтэнисполнение техники санкё (скручивания запястья) через вход ути-кайтэн.
Сихо-нагэбросок на четыре стороны - одна из основных бросковых техник Айкидо. Внешнее вращение руки.
Сихо-гирирубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо.
Сокумэн ирими-нагэ
(Саё-нагэ)
Бросок наружным спиралевидным движением рук, использующий как основу саю-ундо и кокю-хо-ирими.
Сото-кайтэн-нагэбросок наружным вращением.
Суми-отосибросок партнёра с использованием сикаку (мёртвого угла).
Танто-дориприёмы обезоруживания противника вооружённого танто.
Тати-дорираздел в Айкидо изучающий технику обезоруживания противника, вооружённого мечом.
Тобу-нагэбросок за голову.
Тэкуби-осаэ(ёнкё) 4-й вид удержания, использующий контроль болевых точек запястья. Одно из названий Ёнкё.
Тэ-ходокираздел Айкидо и Айкибудо, изучающий способы освобождения от захватов; иногда с обозначением атэми.
Тэнти-нагэбросок небо-земля.
Удэ-гарами"оплетение рук". Один из видов контролирующих приёмов, исполняемых в ура-вадза.
Удэ-кими-нагэбросок с использованием фиксированного контроля сустава руки (локтя).
Ура-кайтэн-нагэобратный кайтэн-нагэ с движением тэнкан.
Хидзи-кимэ-осаэ
(рокё; хидзи-дзимэ)
удержание фиксированным воздействием на локоть.
 
Общие слова
АригатоСпасибо
ВакаримасПонял, понятно
Гомэн-насай"Прошу прощения; извините"
До:моСпасибо
До:мо-аригато: годзаймасита
Большое спасибо. Сердечно благодарю. Слова благодарности инструктору произносимые учениками в конце тренировки.
ИиэНет
ИррасаэмасэДобро пожаловать!
КомбанваДобрый вечер!
КоннитиваДобрый день!
О-нэгай-симасБудьте любезны; Прошу Вас;
Традиционное приветствие в начале занятий означающее: "пожайлуста давайте начнём заниматься".
О-мэдэто-годзаимасПоздравляю!
Саё:нараДо свидания!
СумимасэнИзвините!; Прошу прощения!
ХайДа.
 
Детали одежды
Гиодежда
Дзорисоломенные сандалии
Догитрадиционная одежда для тренировки
Коси-итатрапеция на хакама
Кэйко-бакамахакама (юбка-штаны), традиционная Японская одежда
Кэйкогитренировочная одежда в Айкидо (куртка, брюки)
Обипояс
Содэрукав
Табитрадиционные Японские носки с вырезом для большого пальца
Увагиверхняя одежда, куртка кэйкоги
Хакамаширокие юбка-штаны самурая. В Айкидо ношение хакама разрешается обычно тем, кто получил сёдан и выше. Символизирует связь Айкидо с Будо и традициями самураев
 
Части тела
Агочелюсть
Аси (аши)нога, ступня
Аси-кубилодыжка, щиколотка
Атамаголова
Дзенванпредплечье
Дотуловище
Катаплечо
Кататэзапястье; одна рука
Косибедро, поясница
Котэзапястье
Кубигорло, горловина
Кэнмеч, а также кулак
Миги-тэправая рука
Мирувидеть
Мунэгрудь
Мэглаз, зрение
Мэнмаска, шлем, лицо
Рё-тэдве руки
Синтайтело человека, организм
Сокэйпах
Тайтело, корпус, основа, великий, большой
Тэкубигорловина руки; запястье
Тэгатанамеч-рука
Тэрука
Хараживот
Хидзаколено
Хидзи(эмпи) локоть
Юбипалец
 
Передвижения
    Передвижения в Айкидо делятся на:
  • - передвижения в Тачи Вадза (наверху)
  • - передвижения в Сувари Вадза (внизу, на коленях)
Продолжение...
 
Хироши Исояма (8 дан)
Хироси Исояма (Hiroshi Isoyama) (8 дан)Хироси Исояма поступил в Ивама Додзё Основателя, Морихэя Уэсиба, ещё мальчиком 12 лет. Он - является одним, из небольшого числа людей (другой Морихиро Сайто), которые находились в непосредственной близости с основателем, во время периода созревания современного Айкидо. Исояма, страстно относится к своему изучению Айкидо, и этот динамизм отражен в его взрывной технике. Теперь, он находится в отставке, после длинной карьеры, в Военно-Воздушных Силах Самообороны, Исояма посвящает полный рабочий день своей практике Айкидо. Он становится, все более и более известен, на международной арене, и также и часто посещал зарубежные страны, за последние годы.
Продолжение...
 
Интервью с Хироши Икеда (7 дан)
Хироши Икеда<Сэнсэй, Вы сейчас делаете учебный фильм о сувариваза (техниках из положения сидя). Вы, конечно, знаете, что американские студенты имеют проблемы с сувариваза. Это трудно и болезненно, и многим людям не нравится. Почему мы должны заниматься на коленях?>

Если вы занимаетесь боевыми искусствами,вы должны иметь центр. Практиковать сувариваза — это значит развивать центр.
Если вы стоите, очень легко использовать ваши ноги. Но если сидите, вы не можете использовать их. Для того, чтобы двигаться,вы должны использовать ваше тело, движение должно начинаться с него. Таким образом, работа в сувариваза развивает центр очень быстро.

< Как Вы сказали, людям в боевых искусствах нужно иметь центр. Но почему в других боевых искусствах, отличных от Айкидо, не занимаются сувариваза?>
Продолжение...
 
Интервью с Кристианом Тиссье (7 дан)

Кристиан ТиссьеКристиан Тиссье (Christian Tissier) является шиханом айкидо-айкикай, имеет 7 дан айкидо-айкикай. После недавних событий, мы развиваемся по ветке именно это шихана, владеющиего прекрасной техникой, которая обладает огромной притягательной силой. Предлагаю вам почитать интервью с сенсеем. 

АТМ :  Сэнсей, вы начали изучать айкидо еще ребенком во Франции?
ТИССЬЕ:  

Да. Мне было одиннадцать лет, и я уже занимался дзюдо. В то время еще не было детских секций дзюдо, поэтому заниматься было очень трудно. После наших занятий по дзюдо приходило три или четыре человека, которые изучали айкидо. Я слышал, что в айкидо не нужно быть сильным, и что даже маленькие дети смогут бросить очень сильного человека. Поэтому однажды я попросился в их группу. Мне разрешили попробовать. Они были даже немного довольны, поскольку к ним присоединился новый человек.

Моим первым учителем был Тавернье сэнсей. После двух или трех месяцев, по-моему это был 1964 год, в Париж приехал Накадзоно сэнсей, и я начал заниматься у него. В то время он обучал айкидо, - совсем немного времени он уделял котодама (воспитание духа), но преимущественно он давал айкидо.

Продолжение...
 
Евангелие от Кирилла

Кирилл ПортновВ наших рядах пополнение: очень интересный и многогранно развитый человек, Кирилл Портнов. И вот его мысли после первой тренировки. Радостно, что "наше дело" не просто служит средством для наших учеников, но и вызывает в них чувства. Так держать!


Раньше, когда только пошел в школу, увидел фильм со Стивеном Сигалом «Захват 2». Конечно, фильм произвел на меня не то что большое, просто огромное впечатление. Как ловко Сигал разбрасывал ребят, причем делал это с весьма необычной, интригующей  красотой, которая присуща не каждому стилю боя. «Кейси Райбеку» ну не было равных. Я рассказал про этот фильм каждому своему другу, делился всеми эмоциями, которые феноменально меня переполняли. Но что же мне говорили друзья-ровесники и те, кто были постарше? «Он только актер, в фильмах все так могут, а в жизни… увы!» Но что-то, какая-то таинственная сила не давала мне возможности верить друзьям, и я не верил, я часто доказывал обратное, ну, по крайней мере, пытался доказать. Поверьте, я пересматривал этот фильм раза по 3 в день, а последнюю, самую серьезную сцену боя – раз 30, и это правда! Только не посчитайте меня каким-нибудь больным, просто так захватил мою душу этот человек.

Продолжение...
 
Интервью с Масатоси Ясуно (7 дан)

Масатоси Ясуно Стать сильнее

«Я стараюсь понять намерение партнёра, куда он направляет свою силу, и выполняю технику так, как будто в этот конкретный момент не оставалось сделать ничего другого, так что получилось естественное движение в том направлении, куда «пожелал» сам партнер. Думая самостоятельно, принимая решения самостоятельно, я совершенствую свою оригинальную схему, чтобы техника работала, исходя из моих собственных физических и ментальных возможностей, считаю важным быть готовым к более сложным задачам и пробовать что-то новое».

- Среди ваших учеников не только юноши, но и девушки. Они не уступают мужчинам?

- Со мной занимаются разные люди – это молодые люди, девушки, пожилые, и все они повышают свой уровень Айкидо. Это учит их развивать свою силу в контакте с другим человеком. И это может делать каждый.

- Чему же учит Айкидо?

- Это боевое искусство помогает человеку стать сильнее телом и разумом. Но это не только телесное развитие, Айкидо помогает человеку стать выше духовно.

Продолжение...
 
Стефан Бенедетти: Айкидо и уличный бой

Стефан БенедеттиАйкидо - это не теория уличной борьбы. Теория уличной борьбы и уличная борьба - это бокс, карате, тае квон до и в этом отношении все эти системы, безусловно, хороши. Айкидо - это школа стратегии. Это как высшее военное училище, офицеры не идут в школу коммандос. Коммандос - очень хорошие бойцы, но они никогда не будут генералами. Если вы попробуете прекрасному генералу дать задание, которое должен выполнять коммандос, генерал не справится. Когда вы говорите о боевом воинском искусстве, вы говорите о том, что относится к войне, а не к уличной драке. Айкидо по своему уровню - это школа офицеров. А карате и прочее - это школа для солдат. Школа для того, что бы тупо изучать некоторые последовательные действия и движения для того, что бы правильно выполнить ту миссию, которая на них возложена. Очень хороший солдат - это очень хороший солдат. Очень хороший офицер - это очень хороший офицер. Они делают разную работу, каждый на своём месте. Но проблема с боевыми искусствами сводится к тому, что сейчас они все смешались, не чувствуется разницы между ними. Но ведь мы знаем, что пилот никогда не равен офицеру Флота.

Стефан Бенедетти, 6 дан Айкидо Айкикай

Продолжение...