Осознание

Для меня самого советы и инструкции, которые я даю своим ученикам, преисполнены смысла. В моем сознании возникло ощущение того, что я изложил материал ясно и доступно. Тем не менее движения учеников говорят о том, что мои слова пропали втуне.

Элементарные рекомендации по поводу движений в начале занятий остались невостребованными. «При вращении корпуса вправо-влево руки должны быть расслаблены. Полностью расслабьте мышцы плеч». И что же я вижу? Скованные движения непробудившегося тела.

Мне самому пришлось многому научиться, многое осознать и проверить на практике, прежде чем слова наполнились смыслом. Возможно, вам кажется, что вы понимаете их адекватно, но я считаю, что вербальное выражение полностью не отражает сути, заложенной в моих движениях.

Где найти средство перевода языка движения на язык слов? Неужели язык моих советов слишком персонален и не может претендовать на универсальность? Или вы не способны испытать те же переживания, что и я, и мое послание есть не что иное, как набор грамматически структурированных слов, оставляющих вас функционально глухим?

Вы меня не слушаете? Не понимаете того, о чем я толкую? Где же тот разрыв связующего звена между тем, что я говорю, и тем, что вы делаете?

* * *

Движения зависят от способности пространственного восприятия и внутренней функциональной раскрепощенности в контексте среды нашего взаимодействия. Движения должны быть свободными и не вызывать чувство дискомфорта. Иными словами, если вы внутренне напряжены, то Для вас любая инструкция расслабиться будет лишена смысла. Если вы не ощущаете собственную скованность в области таза, то как вы сможете выполнить инструкцию по свободному вращению бедрами? Если ваши лопатки напряжены, то как вы сможете расслабить плечи? Если вы испытываете привычный комфорт, то вряд ли вам удастся заставить себя испытать нечто новое, ибо ваши чувства не готовы к восприятию этого нового.

Представьте, как в конце занятия вы на коленях исполняете приемы кокю-доса. В аналогичной позе напротив вас сидит партнерша по спаррингу. Она захватывает вас за запястья, а вы пытаетесь вывести ее из равновесия. Но все ваши попытки безуспешны.

Каковы ваши ощущения? Какие эмоции мешают вашему восприятию?

На чем вы сосредоточены во время схватки? Что вам мешает: ее сопротивление, сила, сам захват? Возможно, в пылу борьбы вы утратили способность к восприятию?

Способно ли ваше сознание сохранять контроль над дыханием? Может быть, ваши плечи приподняты и напряжены? Стараетесь ли вы нарушить ее равновесие движением верхней части корпуса или используете свой силовой центр? Не чувствуете ли вы напряжения в плечах или шее? Способны ли вы чувственно соотнести свой центр тяжести с центром тяжести партнера? Если да, то не мешает ли это достижению поставленной цели? Если вы ощущаете эту взаимосвязь, то должны почувствовать, что именно вам мешает. Как только вы это поймете, появится возможность научиться справляться с трудностями.

Итак, представьте, что вы вступили в борьбу со своим оппонентом. Ваши напряженные руки пытаются приподнять и вывести из равновесия противника. Не желая смириться с первой неудачной попыткой, вы принимаете решение мобилизовать все аспекты взаимодействия. Приглушенное дыхание пробуждается, как только вы обращаете на него внимание. Плечевой пояс расслабляется под влиянием усилий сосредоточенного сознания. Вы начинаете понимать, где расположена центральная силовая точка вашего оппонента. Она расположена слишком низко для того, чтобы ваши действия привели к желаемому результату. Но, облегченно вздохнув, вы осознаете, как ваша позиция на татами позволит приподнять противника и нарушить его равновесие.

II

Осознание подобно слушанию, а слушать порой затруднительно — так же, как некоторым людям трудно двигаться медленно. Нe менее сложно сосредоточить внимание на чем-то одном и абстрагироваться от посторонних мыслей. Впрочем» не исключено, что именно процесс восприятия препятствует сосредоточенности, так как избыточная информация не оставляет места пониманию. Ccoры и ругань туманят рассудок и приводят к умопомрачению. Порой вы испытываете paзочарование, столкнувшись с упрямством своего оппонента, которое сводит на нет эффективное взаимодействие во время спарринга. Постоянные повторы одних и тех же приемов негативно сказываются на остроте] вашего восприятия, убаюкивая внимание и мешая сосредоточиться.

Очень сложно слушать, когда вас переполняют раздражение, страх или когда звучит голос грубой физической силы. Не менее сложно слушать, когда «я» воспринимается как субъект. И наконец, сложно слушать, когда жесткость взаимодействия мешает вести диалог.

Наш энергетический центр отвечает за развитие отношения с внешним и внутренним мирами. В процессе слушания чувственный аппарат проверяет наличие информации и возвращает ее в центр для последующей обработки и адекватного ответа. С помощью внимательного отношения и намерений мы поддерживаем связь с внешним миром. Мы заключаем некий союз, но не одобряем конфронтацию. Если мы не воспринимаем чувственные сигналы сознанием и ограничиваем свой опыт ощущениями конечностей, то остается полагаться лишь на грубую физическую силу или на бездумный контроль над ситуативным взаимодействием.

* * *

Остановитесь на мгновение и послушайте. На чем сосредоточено ваше внимание? Какие сигналы достигают вашего сознания? Слышите ли вы гудение своего компьютера, звенит ли у вас в ушах, стучит ли дождь в окно, раздается ли где-то вдалеке сирена, бурчит ли у вас в животе, шумит ли над головой вентилятор, слышно ли ваше дыхание?

Чувствуете ли вы тепло огня или жар собственной кожи, влажность воды, переполненность мочевого пузыря, структуру кожных покровов, прикосновение одежды, натяжение подвесного кабеля или напряжение плечевых мышц?

Чувствуете ли вы вкус кукурузных хлопьев, острый привкус чили; прислушиваетесь ли к тому, как у вас сосет под ложечкой?

Что вы видите перед собой: целый мир или кончик собственного носа? Видите ли вы, как течет река или плывет туман над водой? Предчувствуете ли вы удар укэ и момент контакта с вашим центром? Слушаете ли вы тишину взаимодействия и угадываете ли направление движения противника? Ощущаете ли вы, как он теряет над собой контроль, а вы перехватываете инициативу?

Видите ли вы строения, небосвод и океанские просторы? Обращаете ли вы внимание на сияние уличных фонарей, мерцание неоновых огней рекламы и лунный свет? Ощущаете ли вы сладкий запах распустившихся цветов и благоухание свежескошенной травы? Способны ли вы обонять соленый морской воздух или выхлопные газы автомобилей? Можете ли вы различить в городском шуме звуки автомобилей, автобусов, троллейбусов, милицейские свистки, гудки машин и кошачий вой? Прислушиваетесь ли вы к дуновению ветра и шелесту деревьев? Чувствуете ли вы, как покой и тишина заполняют окружающее пространство? Ощущаете ли вы себя активным и чутким наблюдателем и участником происходящего внутри этого пространства? Внимательно ли вы относитесь к сигналам, поступающим извне и изнутри? Знаете ли вы свое место в том мире, который воспринимаете?

* * *

Способность к чувственному восприятию одухотворяет жизненный опыт. Если бы это было не так, человек не смог бы адекватно реагировать на происходящее и воспринимал бы себя как безличный объект среди множества других объектов. В нашем сознании диалог с окружающим миром осуществляется посредством осязания, слуха, обоняния, вкусовых ощущений и интуитивного постижения других аспектов той сферы существования, частью которой мы являемся. В своем сознании мы постигаем неизведанные миры внешних и внутренних проявлений. Именно в сознании осуществляется контакт с энергетическими полями наших противников.

Еще раз прервите попытку вывести напарника из равновесия и прислушайтесь к силам, определяющим ваши движения. Остановитесь в самый разгар изнуряющего рандори и сосредоточьтесь на своем силовом центре. Абстрагируйтесь от сопровождающих схватку шумов и прислушайтесь к напряжению мышц собственного тела. Прервите застолье и определите, с какого блюда вам следует начинать трапезу.

Похоже, что внешние раздражители доминируют. Как только я перевожу взгляд на вас, то тут же теряю ощущение собственного «я». Почему мы так быстро забываем о собственном силовом центре? Даже в том случае, когда мы контролируем ситуацию, следует оставаться невозмутимым.

Качество ответной реакции определяется особенностями той роли, которую вы «играете» в происходящем. Какая часть вашего эго клюнула на наживку? Может быть, это воин, желающий доказать свое превосходство и преисполненный гордыни? А может быть, малодушие заставляет вас суетливо реагировать на малейшее движение оппонента? Не исключено, что необузданные эмоции посылают ложные сигналы тревоги и вынуждают вас к поспешным действиям. Вполне вероятно, что вами движет стремление продемонстрировать окружающим свое мастерство. Если мы освободимся от подобных стереотипов поведения, то увидим полную картину происходящего.

Движение и обусловливающие его мотивировки нуждаются в силовой подпитке, которую обеспечивает энергетический потенциал личности. Тренируясь, откройте глаза своему внутреннему центру и следите за взаимодействием физических, эмоциональных и психологических аспектов. Oпределите, обеспечивают ли они плавность движений или препятствуют им. Не исключено, что они провоцируют неверные действия и ошибочную ответную реакцию. Используйте внутреннее видение для того, чтобы отметить те качества личности и эмоциональные состояния, которые выводят человека из равновесия и понижают эффективность единоборства. Что же или кто же вызывает эти нежелательные состояния? К теме нашего разговора это не имеет прямого отношения, но следует знать, что подобные качества запускают программу самоуничтожения и, как минимум, оказывают негативное влияние на эффективность применения боевой техники. Пусть же ваше сознание прольет свет на эти побудительные причины и на то, как они материализуются в ваших движениях.

Останавливайтесь вновь и вновь и прислушивайтесь к музе, которая перебирает струны вашей души. Обращайте внимание на качество звука, чистоту звучания, незамысловатость мелодии и поддерживайте ритм. Усиливает ли эта музыка внутреннюю энергетику, или вы слышите лишь какофонию фальшивых звуков, искажающих вашу способность к самовыражению и эффективному применению приемов?

* * *

Если во время свободной схватки ваше дыхание стало неровным, движения скованными, мускулы напряженными, а поток движения нарушился, остановитесь. Обратитесь к своему силовому центру. Сделайте паузу для того, чтобы восстановить целостность картины и загляните в глубину своей души. Установите нужный ритм дыхания и расслабьте мышцы. Отпустите тормоза, препятствующие свободному движению. Идентифицируйте разрыв связи между эго и другими аспектами. Осознав произошедшее, восстановите целостность восприятия, идущего от центра, а не извне, и продолжайте схватку.

* * *

Всегда существует опасность потерять ощущение собственного «я», ибо приходится реагировать на все многообразие внешних проявлений, будь то пассивное созерцание или активное взаимодействие. Каким образом это случилось с вами? Может ли ваше сознание одновременно быть направленным на внешние объекты и контролировать внутреннее состояние? А может быть, взаимодействуя на внешнем уровне, вы теряете ощущение внутренней сосредоточенности, утрачиваете контроль над дыханием и чувство реальности происходящего?

Испытайте свою способность сохранять присутствие духа в любой ситуации. В данном случае я имею в виду не временное состояние сосредоточенности, а постоянное самообладание. Для того чтобы восстановить внутреннее равновесие, не ждите гонга, возвещающего окончание очередного раунда. Не забывайте о внутренней концентрации в течение всего периода активной деятельности. Как долго вы можете оставаться невозмутимым и сосредоточенным?

Не потворствуйте чувству удовлетворенности собственными достижениями и никогда не планируйте ход схватки. Прислушивайтесь к происходящему здесь и сейчас. Доверяйте внутренним ощущениям своего центра. Пусть жизнь идет своим чередом.

III

В чем состоит причина разрыва связи между нагэ и укэ, «я» и «ты», внешним и внутренним, чувством и интеллектом, центром и периферией?

Четко очерченных границ подобной разобщенности не существует. Разобщенность, о которой идет речь, не имеет отношения к пространственным категориям. Пространство обусловливает положение объекта на физическом уровне, будь то внутри тела или между телом и внешним объектом. Подобное расположение подразумевает извечную обособленность объектов, за исключением тех случаев, когда между ними осуществляется некая связь.

Такого рода связь может быть установлена между вниманием и сознанием. Сознание начинает вести диалог с внешним миром и становится частью этого мира. Таким образом, внешний мир активно влияет на наше сознание. В процессе осуществления этой взаимосвязи на смену разобщенности приходит некая общность.

* * *

Сосредоточьте внимание на дыхании. Не пытайтесь влиять на этот процесс, просто внимательно за ним следите. Впрочем, вы заметите, что такая сосредоточенность сама по себе вносит коррективы в дыхательный процесс. Согласно принципу неопределенности Гейзенберга, измерение или наблюдение меняет состояние объекта наблюдения.

Осознание дыхания устанавливает новые взаимоотношения между дыханием и дышащим. Эта связь оказывает существенное влияние на природу и качество дыхания, равно как и на воспринимаемые вами движения. Вам следует быть внимательным, восприимчивым, но не более того; вмешиваться в сам процесс нет необходимости. Осознание само по себе установит новую взаимосвязь между вами и вашим дыханием и устранит разделявшие вас барьеры.

IV

Осознание подразумевает установление взаимосвязей. Как при прополке сорняков, так и во время поединка связующим звеном взаимодействия с внешним объектом (субъектом) служит осознание.

Мне никогда не нравилось такое бездарное занятие, как прополка сорняков. Приходится ползать на карачках, для того чтобы решить судьбу некоторых отважных растений, и лишь потому, что они осмелились занять пространство, распланированное мной для цветов, овощей и газона. Своими корнями они что было сил удерживаются за отвоеванный кусочек вселенной, а кто-то посторонний пытается их уничтожить. Ослабьте внимание, и вы сорвете лишь верхушку, оставив корни в земле. Осуществляется процесс разделения, хотя и частичного.

Но вступите с сорняками в более интимный диалог, сосредоточьтесь на пальцах рук и почувствуйте корневую систему растений. Разобщенность исчезает; вы и сорняки становитесь единым целым, и растения вырываются из земли целиком. Эго уже не бездумное применение силы, а сосредоточенное присутствие, установление некоего союза, посредством которого осуществляется совместное действие.

Техника «липких рук» основана на аналогичном взаимодействии с противником. Здесь не требуются захваты и грубая сила.

Осуществляется чувственное взаимодействие с атакующими конечностями партнера. Установив контакт, остановитесь и прислушайтесь к его движениям. Сохраняйте этот контакт, препятствуя началу новой атаки. Близость — это защита. Пусть диалог руководит атакой по схеме: ожидание, восприятие, проверка и управление. Пусть ваше сознание, оказывая влияние на движение, приведет к желаемому результату.

V

Ученица положила расслабленную руку на плечо партнера по спаррингу. Рука лежит на плече свободно, подчиняясь лишь силе собственной тяжести. В данном случае нет необходимости в энергетической поддержке этого положения. Вес руки полностью приходится на поддерживающее ее плечо.

Партнер уклоняется, и рука, вместо того чтобы безвольно повиснуть, остается в горизонтальном положении, что вызывает напряжение соответствующих мышц. Стоит ли говорить о роли сознания в напряжении мышц вытянутой руки?

Создается впечатление, что в этом нет ничего сложного. Однако буквальное понимание идет вразрез с личными ощущениями, с самосознанием, которое определяет ориентацию в пространстве, напряженность мышц и взаимодействие с внешним и внутренним мирами.

Ученица делает еще одну попытку проверить собственную способность к осознанному действию. Она обращается с вопросом к мышцам плечевого пояса и пытается выяснить степень их напряженности. Скорее всего, ей кажется, что они находятся в нормальном, расслабленном состоянии. Лишь глаза партнера способны заметить, что плечо приподнято, а мышцы напряжены. Изначальные предпосылки обоих суждений не совпадают. Более того, третейский судья может высказать еще одно мнение, существенно отличающееся от первых двух.

Положите левую руку на свое правое плечо так, чтобы все сочленения ладони чувствовали форму плеча, ориентацию ключицы и лопатки. Расслабьте ладонь и почувствуйте, напряжены или расслаблены плечевые мышцы; оцените их форму. Чувствуете ли вы, что плечо активно? Ощущаете ли в нем пульсацию? Чувствуете ли вы в нем движение, согласованное с глубоким дыханием, или скованность, обусловленную поверхностным дыханием?

Вдохните в плечо жизнь, но не грубым призывом к пробуждению, а плавным вдохом, оживляющим латентную зону. Левой рукой ощутите увеличение мышц и перемещение костных сочленений. Пусть движение вашей руки и удерживаемых ею структур соотносится с дыханием. Сознательным усилием свяжите воедино все движения пробуждающего плеча. Оживите его движения. Пусть вдох возвысит его до небес; задержите дыхание и почувствуйте открытость в легочном и плечевом участках. Затем пусть выдох отправит его в свободный, но управляемый полет. Итак, дыхание и плечо функционируют как единый механизм. По мере того как плечо сливается с дыханием, следите за тем, как оно приобретает новые качества за счет обретенной свободы, но не намеренного мышечного напряжения.

В то время как левая рука все еще ощущает изменения формы плеча, на вдохе вытяните правую руку вперед. Движется ли рука самостоятельно или является участницей общего движения? С выдвижением плеча вперед почувствуйте некоторое сокращение грудной клетки. Участвует ли в этом движении позвоночник?

Коснитесь правым плечом уха. Резкое движение может нарушить взаимосвязь телесных структур, поэтому подведите плечо медленно и сознательно вовлекайте во взаимодействие все структуры. Новое, освежающее чувство раскрепостит ваше дыхание, которое, в свою очередь, создаст ощущение легкости, отсутствия напряжения и свободы.

Продолжайте испытание, но не стремитесь сразу ответить на сотню вопросов быстрее и точнее, чем другие. В своих поисках руководствуйтесь стремлением к новому знанию и радости первооткрывателя. Правильные ответы являются таковыми лишь для вас самих. Дерзайте и проявите терпение, заинтересованность, открытость, сознательное усилие, и вы почувствуете, как существуете, творите, раскрываетесь навстречу новому, ощущаете, функционируете и меняетесь.

VI

Трудно переоценить значимость сознательной мотивации для развития личного мастерства. Сознательное усилие занимает особое место в процессе обучения и практического исполнения технических приемов. На начальном этапе управление сознанием представляет известные сложности, так как внимание новичка сосредоточено на внешней форме исполнения приемов. В этот период неофит стремится научиться как можно большему количеству приемов, набирается опыта и демонстрирует свои навыки окружающим, И все же, уклоняясь от удара кулаком, способны ли вы почувствовать составляющие вашего движения? Замечаете ли вы, как корпус движется вокруг вертикальной оси? Осознаете ли вы смещение своего центра тяжести? Отмечаете ли вы круговое движение плеча, предшествующее движению таза? Не ускользает ли от вашего внимания неуклюжее и запоздалое движение бедер в ответ на угрозу получить удар? Чувствуете ли вы собственную суетливость, проявляющуюся в рефлекторных и резких движениях, в то время как следовало [бы сохранять равновесие и самообладание?

Не мешает ли техника вашим движениям и сознательному восприятию происходящего? А может быть, скованность движений препятствует процессу вовлечения во взаимодействие и мешает довести прием до логического конца? Искусство — это процесс сознательных отношений между собственным эго и внешними объектами. Процесс творчества подразумевает диалог, сопровождаемой активным взаимодействием. Искусство — это не полное подавление противника, не безжизненное фотографическое отображение объекта.

Сделайте кувырок вперед и расскажите, что вы испытали. Не думайте о том, что собираетесь сделать, просто делайте это.

Что вы почувствовали, коснувшись пола? Ощутили ли вы, как под влиянием силы тяжести вас увлекает вперед и вниз, а ваше тело стремится принять форму, приемлемую для соприкосновения с поверхностью пола? Обратили ли вы внимание на свои пространственные ощущения? Далеко ли вы были от стены, от других учеников? Коль скоро выполнение упражнения подразумевало динамичное изменение пространственной ориентации, каково было ощущение вашего места в этом пространстве? Услышали ли вы звук от соприкосновения тела с поверхностью или вашу ловкость вознаградила тишина? А может быть, вы почувствовали себя как растение, которому земля помогла распрямиться? Ощутили ли вы себя готовым к новому взаимодействию?

Возможно, вы помните лишь о том, что сделали кувырок и встали на ноги, а остальные детали исполнения ускользнули от вашего внимания и ничему вас не научили. Опыт ничем не обогатил вас. Сосредоточьтесь, сделайте еще одну попытку, и она вас многому научит.

 
< Пред.   След. >