Выбор и перемены

I

Представьте, что вас сзади схватили за плечо. Манера нападения, ваши чувства и привычки подсказывают единственно возможную форму ответа. Этот ответ на насилие не только не освобождает вас, но закрепощает и деморализует. Тревога, недоумение и затрудненное дыхание являются результатом не столько постороннего вторжения, сколько той ловушкой, которую нам готовит ограниченная и беспомощная ответная реакция, прямолинейность которой ставит в тупик и лишает возможности противостоять противнику.

* * *

Однажды инструктор по теории движения заявил, что для того, чтобы делать меньше, а двигаться медленно и сознательно, требуется мужество. Согласно самой современной методике, к движению следует относиться как к упражнению. Для этого надо собрать волю в кулак и мобилизовать усилия для создания предпосылок к движению, жестикуляции и самовыражению.

Прилагая сконцентрированные усилия, легче понять, как запрограммированное повторение инициирует действие, которое представляется единственно возможным. Если такая ограниченная форма самовыражения не достигает своей цели, появляется чувство неудовлетворенности, подавляющее творческий порыв.

В таком искусстве, как айкидо, практика повторений приемов и движений развивает моторные функции, пробуждает чувственные каналы и создает возможность для выбора той или иной техники. «Пробужденный» практик начинает понимать, какие изменения следует внести в исполнение приемов, чтобы упростить их применение и повысить эффективность. Во время исполнения технических приемов необходимо следить за тем, что препятствует свободному движению, и искать кратчайшие пути достижения цели.

Соучаствовать в творческом развитии искусства — значит приобретать новые навыки, стремиться к более глубокому пониманию и мудрости. С обретением этих качеств практик становится опытным и знающим мастером. Развитие искусства не предполагает демонстрацию грубой физической силы и волевых установок. Подобная порочная практика препятствует самосовершенствованию на пути к более высоким уровням мастерства.

Самосознание и осмысление собственных отношений с другими людьми помогают свернуть с проторенной дороги самовыражения. Открываются новые возможности для изучения сенсорного восприятия, наблюдения за характерными жестами и привычками и применения новых методов взаимодействия между собственным эго и окружающей средой.

II

В определенном смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребенка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного порядка. Конформизм и общественная мораль подавляют свободу выражения индивидуума и ограничивают выбор моделей поведения набором привычных стереотипов. В процессе становления личности ограниченные возможности реализуются согласно раз и навсегда установленным правилам. На уровне подсознания свобода приносится в жертву во имя контроля над другими людьми и собственного влияния на окружающих. Негласные запреты настолько ограничивают выбор, что не оставляют места для неординарных поступков и способов самовыражения.

Если кто-то схватил вас за руку и вы считаете, что для освобождения от захвата вам следует потянуть руку на себя, то каковы будут ваши действия, если этот прием не сработает? Если удар направлен вам в голову, а за спиной стена, что вы предпримете, не имея возможности для отступления? Если вас сзади схватили за руки, не будете ли вы чувствовать себя беспомощным?

Запреты ограничивают способы самовыражения и применения силы. Внутренние и внешние факторы формируют предубежденность, существенно ограничивающую способность познавать, думать, экспериментировать и действовать. Стереотипы поведения настолько укоренились в нашем сознании, что их предательская сущность часто остается незамеченной.

Простым примером может служить использование компьютера для выражения собственных мыслей. В этом случае приходится действовать в соответствии с требованиями операционной системы, уделять внимание движению пальцев по клавиатуре, следить за экраном монитора, отвлекаться на всплывающие подсказки и предупреждения об ошибках. Все вышеперечисленные факторы отвлекают внимание от сути изложения, Таким образом, процесс изложения мысли печатными символами существенно замедляется. Неспособность привыкнуть к этим ограничениям приводит к тому, что поток мыслей прерывается, в попытке восстановить ход повествования время тратится попусту, а сам процесс компьютерного набора вызывает раздражение.

* * *

Природе айкидо противно любое проявление агрессивности. Атака используется как ответная реакция, защищающая личность и нейтрализующая противника. Любые атакующие формы, будь то удары или удержания, ограничивают пространственную свободу. Практика боевого искусства бросает вызов нашему восприятию, способности к критическому мышлению и ответной реакции на ограничения.

В начале тренировочного курса новичков знакомят с разнообразными оборонительными позициями, рассчитанными на противодействие атакующей технике. В дополнение к неподвижной стойке вы можете сделать шаг назад, шаг вперед, шаг в сторону, поворот на 90 градусов, полный разворот вокруг своей оси, уйти от удара за счет вращения бедер и т. д. Затем вы начинаете учиться выбирать технику, соответствующую конкретной боевой ситуации. Вы можете действовать фронтально или выйти из зоны видимости противника, завершающим движением вы сможете опрокинуть противника на пол или отбросить его в сторону. И наконец, вы можете перейти к исполнению другого приема с целью изменить исход поединка или улучшить свою позицию в ожидании очередной атаки.

Варианты применения техник не ограничены, и их разнообразие зависит от способности к восприятию, эмоциональной и физической открытости в конкретной ситуации. В дополнение к упомянутым возможностям практик, сообразуясь с обстановкой, должен чувствовать расстояние, скорость и особенности окружающего пространства. Применение приемов может быть явным или срытым. Движения реализуются в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях. Контратакующие или ложные удары позволяют манипулировать нападающим и подчинять его движения своей воле. Атакующего можно вывести из равновесия или вынудить его оторвать пятки от пола.

Выбор техники становится более разнообразным, когда айкидока умеет предвосхищать действия противника за счет того, что мысленно ставит себя на его место. Варианты ответной реакции позволяют использовать собственное тело многими способами. Изначально ограничив свободу действий противника, можно использовать те средства, которые окажутся наиболее эффективными. С изменением ситуации возникают новые пространственные возможности для использования разных частей своего тела. Для того чтобы минимизировать энергетические потери, существует определенная последовательность активизации разных групп мышц.

С опытом практик начинает постепенно менять тактику, используя в схватке все разнообразие технических приемов.

III

На практике система ограничений способствует поиску новых путей использования техники. Однако перемены происходят медленно, так как привычные стереотипы поведения искушают нас незначительными изменениями или едва заметными улучшениями — возможно, лишь для того, чтобы дать представление о новых функциональных моделях. Не так просто избавиться от груза прошлого опыта, и сила привычки вновь и вновь заставляет нас возвращаться к родным пенатам.

В процессе самосовершенствования единственный вариант возможного поведения уступает место альтернативной модели восприятия и действия. Появляется возможность выбора. Я могу сделать это так, а могу и иначе. Я могу использовать синюю краску, а могу и зеленую. Я могу писать пейзажи, но в данный момент меня привлекает абстрактная живопись.

По мере становления мастера сознательный поиск вознаграждается новыми способностями к взаимодействию. Вы более не привязаны к ограничениям альтернативного мира. Свобода разнообразных действий порождает новую силу, опираясь на которую, вы можете действовать, невзирая на обстоятельства. Свобода выбора значительно повышает эффективность единоборства. Уверенность в собственной способности реагировать на обстоятельства порождает новую, естественную манеру поведения. Чувство скованности по рукам и ногам улетучивается после того, как приходит осознание множественности возможных ответов на любой вопрос. Неверными признаются лишь те ответы, которые не позволили вам защитить себя и эффективно действовать в любой ситуации.

С осознанием функционального многообразия исчезает категоричность суждений. Более не существует правильных или неправильных путей; для эффективного взаимодействия при любых жизненных обстоятельствах открыты все дороги. Подобно тому как существует множество технических приемов и вариантов их использования, есть немало возможностей взаимодействия с партнером. «Растворяясь» в своем противнике, вы обнаружите новые возможности для ведения боя даже в том случае, если ваша первая реакция была традиционной . Непрерывный и осмысленный диалог позволяет проявлять гибкость в любой ситуации.

Новичок встречает боковой удар в голову либо аналогичной контратакой, либо неэффективным рефлекторным движением. Айкидока с некоторым опытом пользуется защитной техникой более успешно. Тем не менее автоматическая ответная реакция все еще доминирует, так как по привычке тело выполняет запрограммированный алгоритм ответных действий.

* * *

Перемены происходят медленно.

Почувствуйте, как кто-то схватил вас за руку. Вы можете решить, что это посягательство на ваше место под солнцем, и пожелаете избавиться от назойливого претендента. Однако это может быть кто-то, с кем вы можете смириться и сосуществовать. В любом случае выбор за вами. И вы можете изменить свое решение в любой момент.

Если вы решили освободиться от захвата, то представьте свои действия поэтапно. Какой из возможных способов взаимодействия вы предпочтете? Какой метод освобождения наиболее безопасен и эффективен? Сможете ли вы сохранить равновесие, невозмутимость и при этом удержаться от жестокости, применения грубой силы, предвзятости, страха, озабоченности, то есть от всего того, что определяет привычный стереотип поведения?

Мы часто говорим о том, с каким трудом люди меняются. При этом мы выражаем недоумение по поводу того, что человек не желает расставаться со старыми привычками, порой вредными, разрушительными и представляющими угрозу отношениям с другими людьми. Если трудно избавиться от привычки, то как можно рассчитывать на скорые перемены способов движения, ибо последнее является лишь отражением модели поведения?

Изменение не предполагает резкого скачка от одного этапа развития к другому. Качественные изменения могут показаться столь значительными, что пропадет всякое желание к дальнейшему развитию. Несмотря на то что привычные стереотипы создают иллюзию стабильности и защищенности, человек, вставший на путь самосовершенствования, должен от них избавиться. При этом следует быть готовым к тому, чтобы принять незнакомое и неизведанное как должное, хотя на первых порах новый опыт неизбежно создаст чувство неуверенности в себе.

Следует проявить терпение и волю, чтобы испытать собственную способность к восприятию новых мыслей, впечатлений и жизненного опыта в целом. Со временем непривычное становится обыденным, новые перспективы создают обновленное чувство уверенности в собственных силах и дают возможность нового видения ситуации и более глубокого понимания себя самого. С появлением чувства защищенности процесс познания становится самодостаточным .

* * *

Но стоит ли отказываться от привычного состояния комфорта и защищенности? Почему бы не довольствоваться тем, что уже имеешь? Довольны ли вы тем, чем уже обладаете? Уверены ли вы в том, что привычное поведение приемлемо в любой жизненной ситуации? Удовлетворяют ли вас те качества, которыми вы уже располагаете? Считаете ли вы, что полностью реализовали свой потенциал? Если это не так, то важна ли для вас полная самореализация в течение этой жизни или вы довольствуетесь тем, что имеете? А может быть, цена усилий слишком высока и вы не желаете вносить изменения в статус-кво? Есть вероятность того, что новые возможности сделают ванту жизнь более полноценной и привлекательной. Может быть, стоит предпринять некое усилие, особенно если вы сумеете сделать это занятие увлекательным? Способны ли вы взяться за дело, где риск сведен к минимуму, но ожидаемый результат не сулит сиюминутных выгод?

* * *

Три представителя разных школ айкидо встретились на учебном семинаре. В течение нескольких дней знакомства они рассказали друг другу немало историй из практики и обсудили вопросы, связанные с философией айкидо и методикой обучения боевому искусству. Темой жарких споров стало кокю-доса — упражнение, развивающее координацию дыхания в сочетании с техникой нарушения равновесия противника.

Один из них заявил, что айкидо — это изящное насилие. За счет дыхания накапливается силовой потенциал, который реализуется как подчинение противника собственной воле. Второй участник дискуссии отметил, что кокю-хо является проекцией собственного тела, которая отражает атаки оппонента. По его мнению, дыхание помогает телу перемещаться до тех пор, пока не устанавливается контакт между эго и противником, в результате которого последний становится управляем. Третий мастер настаивал на собственном толковании смысла упражнения. Он утверждал, что проекцией эго и лучшей его защитой является ки (ци), сводящая на нет возможности нападающего.

Дискуссия длилась почти всю ночь, и каждый из участников находил неточности в формулировках своих собеседников. Наконец все сошлись на том, что каждый мастер продемонстрирует другим принципы собственного исполнения упражнения. Таким образом каждый из трех айкидока смог испытать по крайней мере два оригинальных подхода к выполнению упражнения.

В процессе обмена опытом не обошлось без демонстрации сопутствующих упражнению других технических приемов. Как бы там ни было, в конце испытания его участники продолжали придерживаться собственной позиции. Тем временем семинар закончился, и три мастера вернулись домой, чтобы продолжать тот путь, который они считали единственно правильным. Однако в их душах было посеяно семя сомнения, ибо они с интересом отнеслись к новым возможностям развития собственного потенциала.

Сила привычки обусловлена личным опытом; возможности роста появляются тогда, когда человек способен пересмотреть прошлый опыт и обогатить свою жизнь новыми идеями.

IV

Изменение является естественным результатом исследования, проверки и взятия на вооружение новых методов. Когда у человека есть выбор, он избавляется от тревожных мыслей, страха и чувства беспомощности, на смену которым приходят самообладание и умиротворенность. Предвзятость суждений исчезает, по мере того как вы начинаете понимать и воспринимать как должное множественность путей постижения одного и того же явления. Одновременно у вас появляется выбор способа ответных действий. Вы более не связаны по рукам и ногам и меньше тревожитесь по поводу правильности собственных действий, так как варианты боевого взаимодействия многочисленны. Наличие выбора позволяет вам действовать наилучшим образом и постоянно совершенствовать свое мастерство.

Мышцы тела хранят воспоминания о былой напряженности, структурных и организационных особенностях прошлого опыта. Эти воспоминания определяют уникальность каждого индивидуума. Они влияют на то, как мы видим, думаем, чувствуем, осязаем и действуем. Они формируют наш облик и то, какими мы видим самих себя как участников драматических событий собственной жизни. Считается, что мышечное напряжение и нервно-мышечная активность создают предпосылки для всей деятельности индивидуума и становятся своего рода «кинестезическими отпечатками пальцев». Обратите внимание, сколько лишних и ненужных перемещений совершают некоторые ученики, перед тем как войти в поток непрерывного движения. Создается впечатление, что, перед тем как перейти к эффективному исполнению технических приемов, им необходимо совершить раз и навсегда установленный ритуал.

Эти воспоминания сродни привычным моделям поведения, которые, в свою очередь, формируют представление человека о самом себе. Ментальная проекция собственной личности внушает чувство комфорта и заставляет нас действовать соответствующим образом. С восприятием нового на кинестезическом уровне, например в случае адаптации самосознания к новой стойке, структурная функциональность обретает зримые черты. Новые ощущения оставляют свой след и на внутреннем уровне. Пытаясь привыкнуть к изменениям, вы надеетесь, что обновленное самосознание их поддерживает. Однако может случиться и так, что чувство дискомфорта отвратит вас от новых способов самовыражения.

Дело в том, что наше представление о себе, равно как и наши привычки (телесные, ментальные и эмоциональные), внушает уверенность в собственных силах и формирует самосознание. Внутреннее напряжение поддерживает этот образ во всех его проявлениях. Следовательно, собственный воображаемый образ становится составной частью практического применения боевого искусства. Представьте, как он меняется, и ощутите соответствующие перемены в эмоциональном и кинестезическом состояниях. Попытайтесь ощутить легкость и эффективность новых движений.
 
< Пред.   След. >