Сознание и центр

I

Искусство айкидо не ограничивается развитием и изучением физических качеств и особенностей рукопашного боя. Технические навыки способствуют развитию чувства совершенства. Но искусство этим не ограничивается и обозначает пути освобождения от структурных стереотипов, зависимости от грубой физической силы и напряженности. Путь айкидо ведет к обновленной свободе эффективного и хладнокровного взаимодействия с силами, присутствующими в каждой схватке. В конечном счете этот путь приводит к осознание того, кто мы такие («Самооборона и самосознание»), на что мы способны («Ощущение», «Осознание», «Восприятие и слияние» и «Управление и инициатива»), мы выбираем способ взаимодействия («Выбор и перемены») и действуем по наитию («Движение в потоке») для творческого выражения своей истинной сущности.

Искусство стремится к гармонии, ибо разобщенность между личностью и окружающими указывает путь к объединению, в ходе которого ответное действие приходит на смену попытке силового воздействия и подавления противника. В конце схватки атакующий и обороняющийся, личность и окружающие, эго и объект более не являются жертвами стечения обстоятельств.

Таким образом, искусство становится средством самовыражения. Оно учит жить и взаимодействовать с вселенной, учит, как оставаться открытым к посланиям извне и как адаптироваться к любой ситуации. Эти качества превращают любую схватку в гармоничное и творческое взаимодействие, приносящее радость и удовольствие.

В процессе развития личных качеств мы стремимся получить знания, навыки и приобрести новые способности. Но, возможно, целью личного роста является уничтожение воплощенного «я», лишение эго всего того, что скрывает безусловную истину. Обретая высшую чистоту, мы осознаем истинную силу и вкушаем радость.

Практика любого боевого искусства — это путь осознания центра своей истинной сущности. Я следую по пути пробуждения в ожидании того, что мастерство поможет понять сущность моего «я», осознать его истинность и обрести гармоничные и радостные взаимоотношения со всем, что предлагает жизнь.

II

В самый разгар занятий инструктор приостановил тренировку и усадил учеников на колени в позиции ожидания на краю татами. Было видно, что он что-то обдумывает и собирается обратиться к группе с речью. Для того чтобы собраться с мыслями, он сделал несколько шагов перед строем. Ученики воспользовались паузой, чтобы отдохнуть и восстановить дыхание. Собравшись с мыслями, сэнсей остановился и обратился к студентам со словами:

«Когда мы, соискатели мастерства, исчерпываем предел своих возможностей, использование силы и скорости перестает доминировать в процессе обучения, и препятствует нашему дальнейшему развитию. Если нам не удается поверить в то, что новые пути лежат в области неизведанного, и если мы не сумеем набраться терпения, чтобы понять, в каком направлении следует двигаться, то никогда не достигнем высших уровней мастерства. Мы, безусловно, приобретем какие-то навыки, которые окажутся полезными при определенных обстоятельствах и внушат нам чувство удовлетворения и желание продолжать путь. Но является ли эта цель достаточной и достойной того пути в искусстве, которому мы решили себя посвятить?

Выйти на новые уровни мастерства не так просто. Я наблюдаза вашими успехами в течение нескольких месяцев и даже лет. Да, вы во многом преуспели. Вы научились многим техническим изыскам, стали двигаться с большей уверенностью, а скорость выполнения приемов значительно возросла. Вы научились активному присутствию, растворению и гармоничному движению во время атаки. Вы изучили партнеров по татами — их возможности, наклонности, привычки — и научились совместному движению, подобно опытной паре на танцевальной площадке. Но уверены ли вы в своем мастерстве и в том, что оно не подведет вас при любых обстоятельствах? Может быть, ваши навыки годятся лишь для того, чтобы использовать их в привычной и комфортной обстановке и со знакомым партнером?

Но знаете ли вы о том, что осталось за пределами вашего постижения? Что вы скажете на то, что 10 или 20 процентов возможностей искусства — это весь накопленный вами багаж знаний и навыков? Изменится ли при этом ваше отношение к занятиям?

Как повлияет на ваше отношение осознание того, что вы далеки от полной реализации своего силового потенциала?

Изо дня в день я наблюдаю за вашими успехами. Я прошу вас двигаться медленно, чтобы осознать свою истинную сущность, полностью использовать свои возможности и силу атакующего противника. Вы следовали моим советам по крайней мере в течение первых 4—5 повторений. Но что произошло потом? Вы стали наращивать скорость и, в стремлении стать похожим на супермена, едва не довели себя до полного истощения сил. Чему вы научились? Возможно, новой технике, которую вы запомните или забудете, которой найдете или не найдете применение в повседневной жизни. Но приблизились ли вы хоть на шаг к постижению своего истинного «я», постижению искусства владения своим телом и разумом, постижению силы взаимодействия с неизведанным?

Мастерство подразумевает контроль над ситуацией, а контроль не зависит от физической силы и скорости. Это качество тесно связано со способностью к самоорганизации и эффективному движению. Когда вы наращиваете скорость, то невольно потворствуете применению грубой физической силы и умаляете значение спонтанного движения.

По выражению ваших лиц и тому, что рассказал мне язык ваших движений, я понимаю, что мои слова не нашли отклика в ваших сердцах. Некоторые из вас пытаются проникнуть в смысл моих слов, но для большинства они остались пустым звуком. Ваше стремление выйти на высшие уровни мастерства в кратчайшие сроки делает вас глухими к моим словам, и вы продолжите бессмысленное топтание на месте.

Чтобы подтолкнуть вас к поиску новых путей в искусстве, я введу некоторые ограничения на ваши движения. Я намеренно лишаю вас возможности использовать привычный источник силы и буду требовать, чтобы вы ограничили свои перемещения во время атаки одной позицией. В таком положении вы не сможете более полагаться лишь на ноги, прежде закрепощавшие движения корпуса. Вы будете вынуждены искать новые источники силы внутри самого себя. Ограничения имеют одну цель — помочь вам почувствовать силу своего центра, то есть силу, заключенную в бедрах, области таза и пояса. Я прошу вас почувствовать внутреннюю «спираль» и использовать это качество тела при исполнении технических приемов. Встречайте атаку нетрадиционно — поперек туловища, — и это поможет вам сгруппировать тело по-новому и найти иные, более утонченные способы взаимодействия. Таким образом, я хочу, чтобы вы поверили в свою способность найти новые источники силы, дающие возможность принципиально нового взаимодействия.

Итак, что произошло? Вначале вы выбрали медленный темп, так как этот опыт был для вас непривычен, а вы хотели в точности воспроизвести показанные мной движения. Однако затем скорость значительно возросла и новые приемы стали привычными. Но именно скорость сделалась причиной небрежности исполнения приемов. Прежде неподвижные ноги включились в движение. Спиральное движение трансформировалось в прямолинейное. Непрерывность потока движения нарушилась. Каждая пауза, нарушавшая эту непрерывность, заставляла вас вновь полагаться лишь на силу и скорость. Вам пришлось всякий раз готовиться к выполнению очередного маневра. Ноги утратили подвижность, и начало движения сместилось от центра к периферии — к плечам и рукам. Вам потребовалось совсем немного времени для того, чтобы забыть все мои наставления. Вы были слишком очарованы мнимыми возможностями скоростных качеств и ошибочно отождествляли их с мастерством и способностью контролировать ситуацию. Вы стремились не к постижению, а к выполнению домашнего задания и похвале за свое усердие. Вы с готовностью отказались от возможности найти новые силовые источники и неординарные способы самовыражения.

Но это был ваш выбор. Не исключено, что вы пошли на поводу у партнера по спаррингу. Возможно, вы не услышали моих слов, не согласились с ними или отказались рассмотреть мои предложения. Каковы бы ни были причины, побудившие вас пойти по проторенной дороге, я их принимаю как должное. Я лишь хочу, чтобы вы осознали свою мотивацию и определились в своем отношении к росту индивидуального мастерства и самопостижению».

Он бросил взгляд на часы и продолжил: «Во время вашего обучения мы потратили немало времени на обсуждение подобных вопросов. А теперь примите позу сэйдза и обдумайте мои слова. Для постижения искусства необходимо проводить некоторое время наедине с самим собой, чтобы осознать пути и, возможно, причины, самовыражения».

Сэнсей объявил об окончании занятий и покинул тренировочный зал.

 
< Пред.   След. >